2 июля 2018 г.
оставила отзыв о книге «Тайна трёх государей» 2 июля 2018 г.

Я никогда не просматриваю аннотации и рецензии к книгам до того, как их прочесть. Мне хочется «открывать» произведение самостоятельно, без спойлеров и чужих мнений. Таким образом, беря в руки «Тайну трех государей» Дмитрия Миропольского, я абсолютно не представляла, что меня ожидает. Мне казалось, что это будет серьезный исторический роман, где главными героями выступят те персоналии, чьи портреты изображены на обложке книги.

Итак, настроившись на серьезное чтение, я перевернула первую страницу…. И тут понеслось: ГРУ, Моссад, вольные каменщики и другие тайные сообщества, перестрелки, драки, красавицы-интеллектуалки, ученые мировой величины, всесильные миллионеры и политики, брутальные боевики, киллеры и многое другое…. Словом, пришлось окунуться с головой в лихо закрученный сюжет шпионского боевика. Но, несмотря на обманутые ожидания, я получила достаточно много положительных эмоций от прочтения книги.

Во-первых, основное действие романа разворачивается в Петербурге – среди реальных зданий, улиц, домов, переулков моего любимого города. То, как описаны городские питерские пейзажи, придает фантастическому сюжету легкий привкус достоверности.

Во-вторых, написано по-настоящему захватывающе. Тут много экшена с неожиданными поворотами сюжета, и диалоги интересные, и интеллектуальные исторические загадки разгадываются, и умные научные дискуссии ведутся.

В-третьих, все персонажи книги очень обаятельные, даже несмотря на недостаток полутонов и их чрезмерную «типичность». И, наконец, на страницах много мудрых мыслей и хороших шуток: тут и высказывания известных философов, и народные поговорки, и просто к месту сказанные героями книги меткие остроумные высказывания.

А что с историческими фактами? Исторического контекста в книге хватает. Вот только, как мне кажется, не стоит рассчитывать на пополнение багажа своих знаний в области истории с помощью этой книги. А вот чего точно можно ожидать, так это желания погрузиться в серьезные источники и уже, наконец, ответить себе на вопрос, который не дает покоя на протяжении всего чтения – какие из фактов, приводимых автором, являются достоверными, а какие выдуманы ради яркого сюжета.

книга Тайна трёх государей
24 августа 2017 г.
оставила отзыв о книге «Луна и грош» 24 августа 2017 г.

Роман «Луна и Грош» - еще одна попытка осмыслить природу гениальности. Моэм рассуждает о вопросах, которые не дают покоя писателям и философам всех времен и народов – может ли гениальность раскрыться в условиях сытости и комфорта, допустимо ли оценивать личность гения, исходя из общепринятых критериев морали и нравственности, что есть гениальность – дар или проклятье, и нормален ли гений с точки зрения нашего представления о психической нормальности (привет, Чезаре Ломброзо).
Прообраз главного героя – Поль Гоген, который бежит от благополучной жизни, оставив жену и пятерых детей, путешествует по экзотическим странам, женится на молодой таитянке, болеет разными заболеваниями, включая проказу, страдает от приступов помешательства и депрессии, но главное – создает при этом самые прекрасные свои работы. Параллели с центральной фигурой романа - Чарльзом Стриклендом - очевидны. А вот вопрос о том, могут ли быть оправданы неблаговидные поступки гения тем, что он создает бесценные произведения искусства, и как оценивать эти поступки, остаются открытыми. Ясно только одно – к гению нельзя подходить с обычными мерками и пытаться вписать его личность в определенные рамки. Да и вообще – может стоит воздержаться от какой-либо оценочности в принципе.
Роман «Луна и грош» прекрасен. Он дарит нам множество очень красивых цитат, он трогает наши чувства. Он многогранен и неоднозначен. Это такое произведение, которое не забывается, его не получится просто отложить после прочтения и переключиться на что-либо другое - захочется узнать историю написания книги, подробнее изучить биографию Гогена и его работы. Для меня эта книга – прекрасная жемчужина, и очень важно, что она есть в коллекции шедевров мирового литературного искусства.

книга Луна и грош
19 августа 2017 г.
оставила отзыв о книге «Смерть Ивана Ильича» 19 августа 2017 г.

Memento mori
Думай о смерти… Повесть «Смерть Ивана Ильича» заставляет нас лицом к лицу встретиться с теми мыслями, чувствами, переживаниями, которые мы предпочитаем отодвигать подальше, прятать за ширму повседневных сиюминутных дел и забот. Но, как говорил Хокинг, «человек — единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в её окончательности». Поэтому, наверное, никому и никогда не удастся отгородиться от осознания неизбежности смерти и переживаний с этим связанных. В этом наша уязвимость, и в этом наше преимущество.
Лев Николаевич Толстой – Великий художник. Через описание простых, даже обыденных событий, он показывает нам как трансформируется человек перед лицом смерти: надежда – гнев - отчаяние - смирение…. Он рисует всю бездну одиночества, которая открывается перед человеком на пороге перехода, потому что «каждый умирает в одиночку» (Г. Фаллада). Мы видим, как происходит переоценка ценностей главным персонажем, как приходит понимание того, что на самом деле важно, а что второстепенно. И тут нам уже не спрятаться и не отмахнуться – Толстой раскрывает нам экзистенциальные проблемы, актуальные для каждого из нас. И не просто раскрывает, а учит нас тому, что есть подлинная жизнь, а что – лишь ее видимость, а также дает надежду и утешение.
«Смерть Ивана Ильича» - произведение вне времени. И эта повесть, несомненно, должна быть среди первых в ряду «must read». Я с ней не встретилась в годы юности и молодости. Но очень важно, что прочитала сейчас. Мне очень хочется верить, что те люди, которые пытаются найти свои ответы на экзистенциальные вопросы, найдут очень важные ключи к пониманию себя в этом рассказе, а те, кто еще эти вопросы не задал – поймут, что есть темы, над которыми человеку нельзя не задумываться.

книга Смерть Ивана Ильича
17 августа 2017 г.
оставила отзыв о книге «Месс-Менд, или Янки в Петрограде» 17 августа 2017 г.

Роман Мариэтты Шагинян "Месс-Менд, или Янки в Петрограде" - книга, которая, несомненно, достойна большого количества читателей и почитателей. В ней есть все – и захватывающий сюжет с непредсказуемыми поворотами, и яркие персонажи, и светлое будущее, и технологии на грани фантастики, любовь и интриги, животные и монстры. Все это приправлено изрядной порцией юмора. И читается книга легко и весело – знай себе, листай странички, похихикивай – ни тебе сильных переживаний, ни глубокого погружения. Думала – прочитаю и забуду - до тех пор, пока не прочитала послесловие автора о том, как писался этот роман. Для меня это послесловие оказалось сильней самой книги и заставило кардинально по-другому оценить прочитанное.
«Месс-Менд» написан в голодном Петербурге 1923 года. И вот картина того, как Мариэтта Шагинян, питаясь супом из лавровых листов, среди разрухи, пишет этот оптимистичный роман, в котором видит свою страну прекрасной и процветающей, не выходит из головы. Эта вера в свою страну и в свое государство очень подкупает. Невольно задумываешься о том, как важно, чтобы были такие люди, которые несмотря ни на что, не опускают рук, а как бы говорят нам, что, как бы не было тяжело и сложно, мы можем сделать наш мир лучше.

книга Месс-Менд, или Янки в Петрограде
1 августа 2017 г.
оставила отзыв о книге «Стеклянный шарик» 1 августа 2017 г.

Про большие проблемы маленьких людей.
Очень смелая книга, очень смелый автор. Она открыто и очень честно говорит о том, что многие чувствовали и переживали, но никогда не озвучивают. Говорить о таких вещах сложно, потому что, когда все это происходит, в детстве, все переживания невозможно сформулировать, просто захлебываешься эмоциями и болью, и все. Попытки объяснять что-то взрослым кажутся бесполезными – они - в другом мире, они всегда правы, понять не смогут (или не захотят вспоминать и ворошить ту боль, которая с детства надежно упрятана в дальние уголки души).
Лукьянова смела еще и потому, что, как мне кажется, она очень хорошо понимала, что книга поднимет в читателях очень сильные эмоции, далеко не приятные, так как встреча с прошлой болью никогда не бывает безболезненной. Тем не менее, она идет на риск вызвать у людей неприязнь, отторжение и даже злость, как психотерапевт, который намеренно вызывает сильные энергетически эмоции, чтобы с их помощью дать своему клиенту возможность преодолеть душевные кризисы. А с точки зрения психологии, книга очень «правильная», если можно так выразиться.
У меня было счастливое детство, но и в нем достаточно моментов, о которых я рассказывать не готова, которые спрятаны далеко-далеко, но которые и забыть не можешь, но и встретиться лицом к лицу с которыми в одиночку нет сил и смелости. И в детском саду, и в школе – это чувство тупика, стук в ушах, тяжесть безысходности. Сейчас понимаешь, что выходы есть, просто нужен рядом кто-то, кто возьмет за руку, сделает с тобой шаг назад, покажет, что, когда не стоишь, прижавшись носом к своей проблеме, видны и другие пути, другие решения. Но вся беда в том, что такого человека чаще всего рядом у детей нет. Да что у детей, и у взрослых нет рядом своего Юнга, который им расскажет про «раненного внутреннего ребенка» и о том, как его исцелить. Поэтому многие взрослые и предпочитают отстраняться от детских проблем (и своих, и чужих). Говоря словами Ирины Лукьяновой: «Это нельзя сказать. Потому что если сказать, - то допустить его в реальность. Назвать пароль, впустить в свой мир. Я не пущу. Не скажу. Такие вещи не говорят». И, хотя, она это про плохие сны, мы ведь к травмирующим воспоминаниям детства часто так и предпочитаем относиться - как к плохому сну.
Я очень благодарна Ирине Лукьяновой за эту книгу. Такие книги очень нужны. Они позволяют нам еще раз встретиться с неприятными событиями из своего детства. Но в этот раз рядом есть человек, который смог, благодаря своему таланту, всю сумятицу детских чувств облечь в слова – очень точные и очень острые. Так нам, взрослым, легче становится переосмыслять события давно минувших дней, да и, скажем откровенно, понять, что мы не одиноки.
Каждый прочитавший эту книгу, я уверена, уже никогда не отмахнется от страхов ребенка, в его словах: «я больше в школу не пойду», увидит значительно больше, чем просто каприз, и всегда будет более внимательно смотреть в глаза своего малыша, не просто слушать, но и слышать, не только то, что сказано, но и то, что спрятано между строк.

книга Стеклянный шарик
6 мая 2017 г.
оставила отзыв о книге «Прислуга» 6 мая 2017 г.

" Все мы одна раса по цвету крови."
Как же сложно писать отзыв к таким книгам! Очень трудно облечь в слова все чувства и мысли, которые пробуждает роман «Прислуга» Кэтрин Стокетт.
Это книга о том, как неприглядна и «плохо пахнет» сама идея социального неравенства, на чем бы она ни основывалась. В романе, помимо очевидной линии неравенства белого и цветного населения, подняты проблемы расслоения общества и по положению в обществе и значимости социальных ролей, и по уровню образования, и по степени обеспеченности. Весь текст – удар по сущности понятия «элитарность», которое у нас, к сожалению, так любят.
Важно отметить, что такой серьезный социальный и политический контекст вписан в роман очень органично. Книга не выглядит манифестом, не бьет громкими лозунгами. Она читается на одном дыхании, трогает до глубины души. Но, несмотря на болезненность, даже трагичность поднятой проблематики и ключевых поворотов фабулы, роман оставляет после прочтения очень светлый след в душе.
Роман весьма психологичен – герои живые, их чувства прорисованы настолько достоверно, что сопереживаешь так, как будто речь идет о реальных людях, а не о вымышленных персонажах. Сюжет захватывает с первых строк и не отпускает даже после того, как прочитано последнее слово. И, да, открытый финал книги делает свое дело – очень хочется встретиться с героинями романа снова, чтобы узнать, как сложилась их судьба. И, пожалуйста, пусть у них все будет хорошо.

книга Прислуга
3 мая 2017 г.
оставила отзыв о книге «Книга потерянных вещей» 3 мая 2017 г.

Там, на неведомых дорожках...
Ну вот откуда пошло выражение «Старая добрая сказка»? «Перебрала» все сказки, которые знаю – ни одной абсолютно доброй не вспомнила. Со счастливым концом – это да, но до того, кок этот счастливый конец сказки наступит, каких только ужасов не начитаешься.
«Книга потерянных вещей» Джона Конноли – сказка для взрослых, написанная по всем правилам сказкотворчества - «через запредельную жестокость к светлому будущему». Вот только эти жестокости взрослым сложно воспринимать так, как это делают дети, которые просто наклеивают на них ярлычок «в порядке вещей» и потом, вырастая, вспоминают эти сказки с теплым чувством. Видимо, поэтому эту книгу сложно читать чувствительным людям, обладающим ярким воображением, которые забыли, что в детстве они без проблем читали в «старых добрых сказках» и про поедание детей и других милых героев (таких, как Колобок, например), и про вспарывание животов животным, которые некстати связались с одиноко гуляющими маленькими девочками, и про то, как заботливые родители заводят своих чад в лес…… Я уже не говорю про зажаривание в печи детскими руками пусть не очень приятной, но все-таки старушки.
Мне «Книга потерянных вещей» понравилась очень. Оторваться от нее было сложно. Понравилась готическая атмосфера сказки, то, как выписаны герои – реальные и сказочные (причем сказочные зачастую колоритнее реальных – хотя, так и должно быть), понравился юмор, с которым автор ассимилировал знакомых нам сказочных персонажей (Белоснежка с гномами – это просто шедеврально!!!!).
Как и любая сказка, эта книга многому учит:
-тому, как важно за своей болью видеть чувства других людей,
- тому, что пережить утрату и принять ее все равно придется, а пусть к этому принятию у каждого свой,
- тому, как справляться со своими страхами,
- тому, как важно для выживания уметь доверять, и как сложно не ошибиться, решая, достоин ли человек твоего доверия.
….. и многому, многому другому.

А еще я очень люблю рассматривать героев сказок как субличностей. И тогда выходит, что в каждом из нас живут: ребенок, ищущий дорогу к маме, скрюченный человек, который постоянно заключает сделки и губит маленькую светлую девочку (что она олицетворяет – каждый скажет сам), рыцарь, приходящий на помощь, когда сложно и т.д. Присоединяйтесь – такой анализ весьма увлекательное занятие.

Так что, если вам хочется побывать на своеобразном сеансе психоанализа и поразмыслить над чем-то, что спрятано глубоко в душе – эта книга для вас. И пусть мы все будем жить долго и счастливо.

книга Книга потерянных вещей
3 мая 2017 г.
оставила отзыв о книге «Жемчуг проклятых» 3 мая 2017 г.

«Жемчуг проклятых» - очень милая история с изрядной долей фэнтези и мистики, за которой весьма приятно скоротать вечерок-другой. Очень жаль, что мне не довелось прочитать эту книгу лет 20-25 назад. Уверена, в то время я была бы очарована повествованием значительно сильнее.
Тем не менее, этот роман каждому доставит определенное эстетическое удовольствие: неторопливое повествование пропитано атмосферой викторианской Англии, талантливо выписаны колоритные жанровые сцены, замысловато вплетаются в сюжет старинные придания и легенды. Герои – на любой вкус: и роковая красавица, и наивная милашка, и неприступный красавец, и широкий спектр злодеев, и целая армия мистических персонажей. И за каждым персонажем – тайна: сказочная, мистическая, интригующая.
Немного разочаровал финал. Возникло ощущение, что не хватило вишенки на торте. Но потом я узнала, что у книги существует продолжение – «Заговор призраков», так что мое путешествие по «третьей дороге» еще не окончено.

книга Жемчуг проклятых
3 мая 2017 г.
оставила отзыв о книге «Улица отчаяния» 3 мая 2017 г.

"Твой путь — лишь один из многих..."
Начну без всяких вступлений. Книга «Улица отчаяния» создает настолько реальное ощущение того, что написана рок-звездой, что я несколько раз гуглила и Иэна Бэнкса, и Уэйрда, и, честное слово, FROZEN GOLD с точки зрения отношения их к рок- индустрии. Группу, кстати, нашла, и музыку они играют ту самую, да вот музыканты в ней другие…
Эта книга – моя первая встреча с Бэнксом. Начинала читать ее с опаской, что совсем не мое… Но уже с первых страниц я попала «в сети» обаяния автора, героя, истории. Мне понравился язык повествования – то, как переплетаются сюжетные линии, как талантливо использован интертекст. Это очень стильная вещь, если можно так говорить о книге. Этот стиль виден во всем – в том, как автор вводит нас в атмосферу рок-индустрии, в музыкальных цитатах, в качестве юмора – все конгруэнтно, полностью соответствует времени, месту, контексту, характерам – высший пилотаж. Меня поразило, как здорово автор использует контрасты (внешняя крутизна – внутренняя неуверенность; хроническая невезучесть – небывалое везение; реальное богатство – стремление к незаметности; улица отчаяния – дорога надежды и так далее).
Отдельного восхищения заслуживает эмоциональный план произведения. Переживания главного героя описаны так мастерски, что даже мысли не возникает, что они просто (ну или непросто) придуманы автором. Каждое чувство многомерно, богато окрашено оттенками эмоций. Это и придает книге ту достоверность, которая подкупает с первых строк, которая заставляет нас сочувствовать героям, эмоционально подключаться к переживаемым ими событиям.
Для меня опыт прочтения этой книги – определенно, позитивный опыт. Мне не жалко ни единой минуты, потраченной не ее чтение. Я обязательно буду читать и другие книги Иэна Бэнкса. Мало того, я уже с нетерпением жду новой встречи.

книга Улица отчаяния
26 апреля 2017 г.
оставила отзыв о книге «Нетерпение сердца» 26 апреля 2017 г.

Мое первое знакомство с Цвейгом началось с «Марии Антуанетты». Но то ли книгу я взяла в неподходящем возрасте, то ли луна была не та, не знаю, но книга меня совсем не впечатлила. По этой причине «Нетерпение сердца» начинала читать без особого воодушевления. И тут произошла совершенно неожиданная для меня вещь – роман меня увлек с первых строк, я его читала и днем, и ночью, но и в моменты, когда я не держала книгу в руках, история меня не отпускала.
Для меня «Нетерпение сердца» - роман о том, что благородные поступки, которые совершаются ради желания выглядеть хорошо и достойно, ни к чему хорошему не приводят; о том, что чрезмерная зависимость от мнения окружающих может превратить человека в безвольного раба надуманных страхов, лишить его здравомыслия. Это книга о том, что страх осмеяния, осуждения и отверженности иногда бывает сильнее страха смерти. Цвейг показывает нам, как напрасны попытки выглядеть хорошо в глазах абсолютно всех, еще раз подтверждая истину, что невозможно угодить всем и каждому.
Читая этот роман, я открыла для себя совсем другого Цвейга – тонкого психолога, мастера передавать тончайшие нюансы движений человеческой души, художника, который волшебной палитрой красивейшего языка рисует портреты героев так, что их видишь, чувствуешь, сопереживаешь, понимаешь.
Я очень люблю такие книги, где нет положительных и отрицательных героев, где есть просто люди, с их сложной душевной организацией, сомнениями и страхами, желаниями, устремлениями, ошибками, силой и слабостью, где нет однозначно хороших и плохих поступков, где у всего две стороны медали. Могут ли благие намерения оправдать неблаговидные последствия необдуманных поступков? Как далеко можно пойти в самопожертвовании? Оправдывает ли физическая неполноценность невнимание к чувствам других людей и психологический шантаж? Где та грань, когда родительская любовь и желание угодить своему ребенку превращается из приятной обязанности в непосильную ношу? Стефан Цвейг не дает нам готовых ответов на вопросы, а заставляет очень много размышлять, пытаясь найти правильные решения там, где их просто не может быть.

книга Нетерпение сердца